ГлавнаяДля СМИПресс-релизы → HeliRussia 2017: впечатляющие итоги юбилейной выставки

HeliRussia 2017: впечатляющие итоги юбилейной выставки

Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia ведет историю с 2008 года и демонстрирует весь спектр продукции и услуг вертолетной индустрии. HeliRussia проводится согласно распоряжению Правительства России от 19 июня 2015 г. № 1140-р, организатор выставки – Минпромторг России. Титульный спонсор мероприятия – холдинг «Вертолеты России», официальный партнер – Exclases Holdings. Выставка проводится по инициативе и при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии (АВИ).

Сегодня HeliRussia по праву считается главным российским отраслевым событием и крупнейшей вертолетной выставкой Европы и Северной Азии. С 25 по 27 мая этого года в Москве прошла юбилейная 10-я выставка, которая запомнилась участникам и гостям грандиозным масштабом, а также обилием новостей и событий. Посетителями выставки стали свыше 12.000 человек.

 

Юбилейная HeliRussia 2017 установила абсолютный рекорд за всю свою историю по масштабу и охвату экспозиции. Так, в ней приняли участие 237 компаний – как признанные гиганты и лидеры вертолетостроения, так и небольшие, начинающие предприятия. Демонстрация на одной площадке компаний разного уровня позволила посетителям выставки и отраслевым специалистам получить наиболее полное представление о положении дел в вертолетной индустрии.

 

Основу российской экспозиции составили крупные отраслевые холдинги страны: «Вертолеты России», «Рособоронэкспорт», «Технодинамика», Концерн «Радиоэлектронные технологии», «Объединенная двигателестроительная корпорация» и «Швабе» госкорпорации «Ростех». Кроме того, в выставке приняли участие авторитетные отраслевые частные компании, такие как: «Авиакомпания «ЮТэйр», «РУССКИЙ ДОМ АВИАЦИИ», «СПАРК», «БЕТА ИР», НПП «Прима», НПП «Авиаком», НПК «ПАНХ», НПО «Наука», «Тулпар Аэро Групп», «Газнанотех» и многие другие.

В HeliRussia 2017 участвовали 50 иностранных компаний, которые представили 21 страну, а именно: Австралию, Беларусь, Бельгию, Великобританию, Германию, Израиль, Испанию, Италию, КНР, Ливию, Литву, Мальту, Нидерланды, Норвегию, Россию, США, Финляндию, Францию, Чехию, Эстонию и ЮАР.

Количество иностранных участников в этом году совпадает с показателями HeliRussia 2012 – и тогда, и сейчас в выставке приняли участие 50 компаний, что является высочайшим числом иностранных участников за историю выставки. Однако по количеству стран-участниц (21) HeliRussia 2017 установила рекорд – предыдущее крупнейшее число участников (20) было зафиксировано в 2014 году. Учитывая нынешнюю политическую ситуацию, которая привела к спаду числа иностранных участников в нескольких предыдущих выставках, а также общемировые кризисные явления в вертолетной индустрии, на которые повлиял экономический спад нефтегазового сектора – нынешние показатели иностранного вовлечения в выставку HeliRussia можно назвать поистине феноменальными. Это наглядно демонстрирует важность международной кооперации в аэрокосмической отрасли и роль вертолетной индустрии в межгосударственных отношениях.

На HeliRussia 2017 были представлены практически все ведущие зарубежные компании-производители вертолетной техники или их представители. Кроме того, в выставке приняли участие многие производители дополнительного оборудования и услуг. Следует отметить участие ряда французских компаний Esterline, Hutchinson, Nicomatic, Permaswage и Sela на отдельном национальном стенде под эгидой агентства Business France, являющегося представительством по торговле и инвестициям Посольства Франции в России.

В экспозиции выставки было представлено 23 вертолета, 2 автожира, а также и 16 беспилотных летательных аппаратов отечественных и зарубежных производителей.

 

Экспозиция вертолетной техники

Значительную часть экспозиции вертолетной техники составили модели холдинга «Вертолеты России», такие как: новый транспортный Ми-38Т, Ми-171А2 и вертолет «Ансат» в трех вариантах исполнения: медико-эвакуационный, пассажирский, а также «Ансат-РТ» с новым набором авионики, представленный «Раменским приборостроительным конструкторским бюро». Еще один «Ансат» осуществлял демонстрационные полеты для потенциальных заказчиков.

Среди других интересных моделей российской разработки, которые были представлены на HeliRussia 2017, большое внимание привлекли летный образец сверхлегкого вертолета «Афалина» от компании «ХелиВэйл» (HeliWhale) и ультралегкий «Микрон» от «РД-Хели».

«Афалина» - это легкий двухместный вертолет соосной схемы, который впервые был представлен на HeliRussia 2015. В этом году показан летный образец, который уже прошел ряд тестов и вскоре приступит к летным испытаниям. Разработчики планируют, что вертолет будет использоваться для широкого круга задач, как-то – обучение пилотированию, мониторинг и патрулирование, пассажирские перевозки, сельскохозяйственные работы, вертолетный спорт и многое другое

«Микрон» — это минималистический «воздушный скутер». Аппарат обладает выдающимися маневренными и скоростными характеристиками, способен два часа находиться в воздухе, подниматься на высоту три тысячи метров, разгоняться до 120 километров в час. Диаметр несущих винтов, выполненных по соосной схеме, — около 4,5 метра. Этого хватит, чтобы поднять в воздух одного человека, однако в настоящий момент ведется разработка двухместного варианта, а также вертолета-амфибии с возможностью посадки на воду.

Выступивший официальным партнером HeliRussia 2017 Exclases Holdings, официальный дилер компании Leonardo Helicopters в России и СНГ, представил три вертолета: легкие AW109 и AW119, а также средний многоцелевой AW139 российской сборки.

Вертолеты AW139 производятся в России на заводе «ХелиВерт», который является совместным предприятием «Вертолетов России» и итальянской Leonardo Helicopters. Первый собранный на заводе вертолет поднялся в воздух в конце 2012 года.

Компания Bell Helicopter (входит в Textron) представила на своем стенде вертолет Bell 407GXP, собранный на «Уральском заводе гражданской авиации» (УЗГА). Представленный образец является одной из первых машин, собранных в Екатеринбурге в рамках лицензионного соглашения Bell Helicopter с УЗГА по локализации производства вертолета этого типа.

На своем стенде Airbus Helicopters организовал показ медико-эвакуационного вертолета H145 Московского авиационного центра. На этом вертолете сотрудники Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы и сотрудники Московского авиационного центра провели мастер-класс по работе авиамедицинской бригады. Это мероприятие было проведено в рамках 5-й Межведомственной научно-практической конференции «Санитарная авиация и медицинская эвакуация», которая прошла в программе HeliRussia 2017. Такой вертолет может использоваться для оказания экстренной медицинской помощи и для транспортировки пациентов с проведением интенсивной терапии.

Другие вертолеты производства европейского холдинга были представлены моделями AS350 В2, AS355 и H125 на стендах других компаний и дилеров.

Как всегда, широка была экспозиция популярных в России и во всем мире вертолетов Robinson R44 и R66. Вертолеты экспонировались компаниями «Авиамаркет» («Хелипорт Истра»), HELIATICA и «Тренд-Лайн».

Также был показан весьма редкий канадский вертолет Safari, который на выставку привезла компания «Авиамастер». Safari представляет собой кит-набор вертолета производства компании Canadian Home Rotors. Вертолет известен простой открытой конструкцией, большим ресурсом и устанавливаемым двигателем фирмы Lycoming.

 

Экспозиция беспилотных летательных аппаратов

Мировые разработки в области беспилотных авиационных систем, во многом пересекающиеся с вертолетной индустрией, ежегодно находят отражение на HeliRussia. В этом году на выставке были показаны серийные и опытные модели, а также экспериментальные разработки и демонстраторы технологий.

Самой яркой российской премьерой в сфере БЛА стал тяжелый грузовой беспилотник БАС ЮРИК (Беспилотная автоматическая система юстировки работ исследуемой конструкции) – многоцелевая система мультикоптерного типа, которая отличается необычной аэродинамической компоновкой и алгоритмом полета. БАС ЮРИК – это совместный проект компании «Электроавтоматика» и НПО «Авиационно-космические технологии».

К беспилотным летательным аппаратам приковано внимание самых крупных отраслевых игроков. Так, конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» показало на HeliRussia 2017 экспериментальный образец модернизированного беспилотника-конвертоплана RHV-30, который в настоящее время проходит летные испытания. Серийное производство запланировано на 2018-2019 год.

Следует отметить беспилотный вертолет «Ворон», который был представлен Московским авиационным институтом. Этот аппарат обладает широким спектром применения и постоянно совершенствуется, он уже состоит на службе у силовых структур России. «Ворон» разработан конструкторским бюро «Искатель» МАИ.

Среди представленных на HeliRussia 2017 беспилотных летательных аппаратов иностранного производства следует отметить премьерный показ в России линейки БЛА компании Sunic из КНР. Были представлены четыре модели: БЛА морского назначения Sunic H2M, БЛА гибридной конструкции Sunic SU-FA200, гексакоптер на литий-полимерных аккумуляторах Sunic SU-M6, а также привязной дрон для испытаний Sunic SU-MX01.

Кроме того, на выставке были показаны другие зарубежные модели БЛА: UAV FACTORY Penguin C (Латвия) и Lehmann Aviation LA 500 (Франция), а также прочие российские разработки.

 

Автожиры и прочие летательные аппараты

Кроме своей «беспилотной» новинки, разработчик БАС ЮРИК организовал премьерный показ новой российской разработки на платформе «Бегалет», получавшей название ECOX7 «Гринфлай». Это экологически чистый электромобиль-самолет, который предназначен для работы в природоохранных зонах. Разработчик аппарата вскоре пообещал представить двухместную версию этой интересной машины.

Российской премьерой стала демонстрация гиропланов от Ventocopter – были показаны модели А1 и R1 «Акула». Гироплан, или автожир - по сути, легкий вертолет, в полете опирающийся на несущую поверхность свободновращающегося в режиме авторотации несущего винта. Горизонтальную скорость ему дает расположенный в хвосте толкающий винт. Такой летательный аппарат может сесть практически в любых условиях, даже если у него закончится топливо.

Трехместный R1 «Акула» оснащен роторным двигателем мощностью 250 л/с, питающемся бензином АИ-92, модель ориентирована на применение в сфере АОН. Первый летный образец планируется представить уже этим летом. A1 - это тяжелый многоцелевой гироплан с бензиновым двигателем внутреннего сгорания (использует топливо АИ-95), который в настоящее время готовится к серийному производству.

 

Новости вертолетных программ

HeliRussia 2017 принесла множество новостей из области вертолетных программ - выставка пользуется репутацией главного отраслевого события года, где индустриальные компании рассказывают о своих планах, достижениях и будущих проектах.

Одним из самых важных событий HeliRussia 2017 стал успешный первый полет нового российского вертолета Ка-62, который тот совершил 25 мая на базе компании ААК «Прогресс» холдинга «Вертолеты России» в городе Арсеньев. Хотя сам вертолет не был показан на выставке, представители холдинга провели прямое включение с завода и приняли участие в масштабной пресс-конференции о вертолете Ка-62, которая состоялась 26 мая.

В пресс-конференции приняли участие заместитель министра промышленности и торговли России Олег Бочаров, генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, исполнительный директор АО «Камов» Владимир Макарейкин, управляющий директор «Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» Юрий Денисенко, генеральный конструктор АО «Камов» и президент Ассоциации Вертолетной Индустрии Сергей Михеев, главный конструктор Ка-62 Александр Вагин, а также председатель Правления АВИ Михаил Казачков. На пресс-конференции участники рассказали о ходе программы вертолета Ка-62 и его перспективах, которые в целом оцениваются положительно. Сертификация вертолета ожидается в 2019 году, а первые поставки – в 2020-м.

В ходе выставки представители холдинга «Вертолеты России» рассказали и о других проектах. Интерес вызвало развитие программы вертолета Ми-26 – в настоящее время ведется производство модернизированных Ми-26Т2, холдинг также работает над совершенствованием военно-транспортного Ми-26Т2В для Минобороны России. Также в интересах оборонного ведомства в этом году будет поставлена новая партия вертолетов Ка-226Т корабельного базирования, а закупки военно-транспортной версии вертолета Ми-38 включены в государственную программу вооружений до 2025 года.

Ранее на HeliRussia 2016 было объявлено, что Министерство Обороны России станет первым заказчиком нового многоцелевого вертолета Ми-38, производимого «Казанским вертолетным заводом» холдинга «Вертолеты России». Транспортная версия вертолета Ми-38 позволяет наращивать функционал и расширять область его применения, создавая специализированные версии, в том числе «арктический» вариант.

Другая важная новость от холдинга «Вертолеты России» коснулась среднего многоцелевого вертолета Ми-171А2: сертификат типа на эту машину планируется получить 15 августа 2017 года, крупные операторы вертолетной техники уже проявляют интерес к этой машине. Опытный образец Ми-171А2 встречал посетителей на статической площадке перед входом на выставку рядом с вертолетом Ми-38 – обе машины привлекали большое внимание гостей выставки.

Кроме всего прочего, по заявлению генерального директора «Вертолетов России» Андрея Богинского, холдинг ведет исследования в области разработки беспилотной версии вертолета Ка-226Т.

Что касается зарубежных моделей, представители компаний Bell Helicopter и Jet Transfer рассказали о ходе производства Bell 407GXP в России. На данный момент компания Bell Helicopter поставила УЗГА четыре комплекта для сборки вертолета, а в течение года завод получит как минимум еще один такой комплект. В целом к 2020 году УЗГА планирует поставить заказчикам 20 вертолетов Bell 407GXP российской сборки.

Безусловно, был затронут ход программы самого нового и ожидаемого вертолета Bell 505 Jet Ranger X. В частности, было отмечено, что возможность локализованного производства этого вертолета на УЗГА не исключена.

B рамках выставки HeliRussia 2017 компания Airbus Helicopters объявила о внедрении в России новой ценовой политики в сфере поставок запасных частей и компонентов для вертолетов европейского производителя. В компании ожидают, что новая простая и прозрачная система ценообразования поможет клиентам прогнозировать расходы на запчасти.

 

Экспозиция отраслевых предприятий

Ежегодно в HeliRussia 2017 участвуют практически все ведущие российские компании – производители авиационного оборудования, поставщики услуг и компонентов, промышленные холдинги.

«Рособоронэкспорт» презентовал линейку военных вертолетов российского производства, предназначенных для поставок странам-партнерам России по военно-техническому сотрудничеству. На выставке было объявлено, что портфель предложений компании в этом году пополнился модернизированной версией «классического» вертолета Ми-35П, который значительно превосходит базовую модель по бортовому оборудованию.

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) продемонстрировал на HeliRussia 2017 более 80 экспонатов современного вертолетного радиоэлектронного оборудования. В частности, были показаны нашлемная система целеуказания и индикации, а также бортовая радиолокационная станция Н-025Э из состава оборудования вертолета Ми-28Н(Э) «Ночной охотник». Кроме того, КРЭТ показал лазерную систему наведения ЛСН-296. Ее устанавливают на вертолеты Ка-52 «Аллигатор» и Ми-8МНП и применяют для наведения управляемых ракет различных типов. Помимо этого, посетители выставки могли познакомиться с лазерной станцией из состава оптико-электронной системы защиты самолетов и вертолетов «Президент-С».

Входящее в КРЭТ «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» (РПКБ) впервые показало новейший комплекс бортового оборудования на вертолете «Ансат-РТ» на отдельном стенде. В этот комплекс входят индикаторы, вычислительные машины, радионавигация и многое другое. Комплекс задумывался как унифицированный в зависимости от назначения вертолета, размера кабины, задач. В составе вертолета «Ансат» новый комплекс планируется сертифицировать в этом году.

Следует отметить активную работу РПКБ с другими отраслевыми компаниями. Так, на HeliRussia 2017 было объявлено, что РПКБ поставит приемоиндикторы ГЛОНАСС для вертолетов Airbus Helicopters H125 (AS350 B3) и H130 (EC130 T2), наличие которых требуется российским законодательством. Вместе с компанией компания HELIATICA РПКБ показали прототип системы обнаружения и индикации помех при заходе вертолетов на посадку – «вертолетный парктроник», сертификацию которого в Европе, США и России планируется завершить летом 2017 года.

Ведущий отечественный разработчик авиационного оборудования холдинг «Технодинамика» показал на своем стенде последние достижения входящих в холдинг компаний. В частности, холдинг работает над новым поколением двигателей для вертолетной техники.

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) представила на HeliRussia 2017 вертолетные двигатели «Климов» ТВ7-117В и систему автоматического регулирования БАРК-6В для двигателей этого семейства.

Холдинг «Швабе» представил линейку оптических систем гражданского, военного и двойного назначения. В частности, на выставке была представлена продукция Уральского оптико-механического завода (УОМЗ) и Красногорского завода им. С.А. Зверева (КМЗ), которые входят в холдинг - системы оптического наблюдения СОН 730, СОН 820 и СМС 831, а также обзорно-прицельную станцию с гиростабилизированными полями зрения для вертолета Ми-28Н(М) «Ночной охотник».

«РУССКИЙ ДОМ АВИАЦИИ» представил информацию о своей деятельности в области поддержки эксплуатации воздушных судов на своем стенде, а также продемонстрировал продукцию компании-партнера НТФ «АСД» - автоматизированную систему диагностики для электронных блоков российской авиатехники.

Французская компания Safran Helicopter Engines (ранее Turbomeca) представила свою линейку вертолетных двигателей. Силовыми установками этого производителя комплектуются многочисленные модели вертолетов, в их числе на отечественные Ка-226Т и Ка-62.

На стенде компании ВКМС на HeliRussia 2017 можно было увидеть турбовальный двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В, а также вспомогательную силовую установку АИ-9В-1. Эти образцы созданы для установки на вертолеты типа Ми-8/17.

Среди зарубежных двигателей стоит отметить Rolls-Royce моделей M250 и RR300, которые представил официальный поставщик - компания Aeromaritime Mediterranean из Республики Мальта.

Со своей программой сертифицированной технической поддержки авиадвигателей Rolls-Royce M250 и других моделей зарубежного производства посетителей HeliRussia 2017 познакомила компания H+S Aviation из Великобритании. Компания обладает всеми возможностями для осуществления текущего и капитального ремонта двигателей и работает на российском рынке с 2001 года, имея необходимую сертификацию.

Разработчик и производитель авиационных двигателей, PBS Velka Bites из Чехии, представила на HeliRussia 2017 главные и вспомогательные силовые установки для вертолетов. В частности, был показан турбовальный двигатель TS100 мощностью 180 кВт для ультралегких вертолетов и беспилотных аппаратов.

Кроме компаний, занявших уверенные позиции на мировом рынке, HeliRussia ежегодно демонстрирует новые и молодые проекты. В области авиационных двигателей в этом году таким дебютантом стала российская компания «Двигатели для авиации», которая впервые представила макет своего нового двигателя для малой авиации ДДА-120.

Ведущие российские операторы вертолетной техники, Авиакомпания «ЮТэйр» и научно-производственная компания «ПАНХ» организовали на HeliRussia 2017 стенды и приняли участие в программе выставки.

«ЮТэйр-Вертолетные услуги» в рамках HeliRussia 2017 представила проект развития своего парка воздушных судов с помощью беспилотных авиационных систем. Услугами созданного в авиакомпании специального подразделения пользуются крупные энергетические и нефтяные предприятия Западной Сибири. Компания эксплуатирует несколько БПЛА российского производства, адаптированных к полетам в сложных климатических условиях.

НПК «ПАНХ» поделился с участниками и гостями HeliRussia 2017 своими успехами в области развития регионального сервисного центра (РСЦ) в Краснодаре, который был открыт в 2015 году. Соответствующий договор, в рамках которого НПК «ПАНХ» стал участником программы развития сети региональных сервисных центров российских вертолетов был подписан на HeliRussia 2012 между НПК «ПАНХ» и «Вертолетной сервисной компанией» холдинга «Вертолеты России».

На HeliRussia 2017 была представлена обширная экспозиция аксессуаров, вспомогательного и дополнительного оборудования.

Компания HELIATICA продемонстрировала две свои новые разработки – универсальный подвесной комплекс для аэрофотосъемки и мониторинга и систему обзора слепых зон. Оба решения разработаны для вертолетов Robinson R44 и R66, Bell 206 и 407, Airbus Helicopters H120, H125, H130, AS350 и AS355.

Компания «Вельтпласт» показала на HeliRussia 2017 мобильные взлетно-посадочные комплексы для вертолетных площадок «Точка» и «Поляна». Это системы сигнальных огней с аккумуляторным питанием, которые позволяют обозначить площадку приземления на неподготовленной местности.

Группа компаний «Ломмета» представила многофункциональное укрытие для вертолетов «Аммонит». Время сборки такого укрытия занимает от двух до четырех дней, изделие может эксплуатироваться при температуре от минус 50 до плюс 60 градусов и выдерживать ветер до 37 м/с. При этом срок службы изделия составляет более 10 лет.

Предприятие НПО «МИКРОМОНТАЖ» продемонстрировало многоместные спасательные подвесные платформы ПСМ-ММ для вертолетов Ка-32 и Ми-8АМТШ. Они используются для десантирования, эвакуации и спасения. Подъем на борт осуществляется лебедкой через боковую дверь. Вес платформы составляет не более 18 кг, максимальная грузоподъемность - 700 кг.

Компания «ВНИИРА-Навигатор» представила свои самые успешные разработки в области авиаприборостроения, среди них: малогабаритная система наблюдения за воздушной обстановкой МСНВО-2010, бортовая малогабаритная передающая система ИСК, самолетный ответчик СО-2010, система раннего предупреждения близости земли СРПБЗ, система навигации и посадки БМС2. Помимо них была представлена система предупреждения столкновения в воздухе (СПСВ), которая разработана в соответствии с программой импортозамещения.

Компания «Фазотрон-7» показала систему автоматизированного проектирования (САПР) Format. Ее создали в рамках разработки боевого самолета пятого поколения ПАК ФА. «Сухой» применил Format для отображения информации с индикаторов самолета. Несмотря на то, что система создавалась для военного применения, она может быть адаптирована и для гражданского сектора.

«Казанский агрегатный завод» представил модернизированный вариант устройства для медицинской эвакуации тяжелораненых «УМЭТР». Комплекс проходит испытания с 2014 года и постоянно модернизируется. Сейчас устройство находится на стадии получения документов в Росздравнадзоре, а первые поставки Министерству обороны России ожидаются в 2017 году. Предприятие уже поставляет для Минобороны России медицинские модули ММ-226.9520.000 для вертолетов Ка-226(Т), ММВ.9520.000-03 (-04) для Ми-8МТВ, а также ММС.9520.000 для самолетов типа Ил-76.

НПО «Наука» и НПП «Аэросила» приняли участие в HeliRussia 2017 совместно. В частности, в ходе выставки было объявлено, что система кондиционирования воздуха (СКВ) для корабельных вертолетов Ка-52К перешла от стендовых испытаний к летным. Вертолеты с новой СКВ были испытаны на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». В ходе выставки посетители и участники смогли ознакомиться с этой системой.

Компания TakeHeli представила свой проект мобильного приложения по аренде вертолетов. Приложение TakeHeli уже функционирует в тестовом режиме с 2016 года, а официальной датой запуска рабочей версии проекта стал первый день выставки – 25 мая. К заказу стали доступны многие востребованные в гражданском сегменте модели. Планируется, что к концу лета будут доступны 300 вертолетов, а к концу года - до 700. Все воздушные суда принадлежат вертолетным операторам, с которыми у компании заключены прямые договоры.

Страховая компания «Ингосстрах» познакомила участников HeliRussia 2017 с возможностями страхования судов малой авиации. Специалисты компании представили информацию о нюансах страхового покрытия вертолетов и защите, которую обеспечивает страховой полис.

Также стоит отметить, что на HeliRussia 2017 HELIATICA объявила об открытии авиационно-технического центра Citicopter на базе вертолетного клуба Heli Club. Новый авиационно-технический центр получил одобрение Росавиации на обслуживание вертолетов Robinson R44/R66, Airbus Helicopters AS350/EC130, Bell 407 и Leonardo Helicopters AW119/109/139. Также в вертолетном комплексе будет осуществляться топливная заправка и аэронавигационное обслуживание вертолетов.

Австралийская Turtle-Pac познакомила посетителей HeliRussia 2017 с топливными емкостями для сброса с воздуха Drop Drum 205. Мягкий топливный контейнер может быть сброшен без парашюта с вертолета или самолета, если скорость воздушного судна не превышает 130 км/ч с высоты не выше 15 метров. Также на выставке были представлены контейнеры для перевозки топлива на борту воздушных судов и пластичные вспомогательные топливные баки для авиатехники, в различных исполнениях вмещающие от 40 до 2000 литров топлива.

Итальянская Aero Sekur представила на HeliRussia 2017 аварийные буи, спасательные плоты, а также аварийные системы, помогающие вертолету удержаться на поверхности воды. Такие решения используются для оборудования вертолетов, проводящих работы в прибрежных зонах и участвующих в оффшорных поисково-спасательных операциях. Также компания Aero Sekur показала пластичные ударопрочные топливные баки, устанавливающиеся на вертолеты, сертифицированные по стандартам EASA и FAA.

Персональную защитную экипировку на HeliRussia 2017 показала норвежская Hansen Protection. В частности, это костюм серии SeaAir Barents, который предназначен для защиты экипажей вертолетов в условиях Арктики. Такой костюм полностью защищает тело человека, при этом сохраняет максимальную подвижность.

Компания B/E Aerospace Fischer из Германии представила линейку авиационных кресел, в частности образцы, которые могут применяться на вертолетах, предназначенных для выполнения оффшорных полетов. Кресла компании B/E Aerospace Fischer отличаются низким весом, высоким уровнем безопасности и комфорта, широким диапазоном регулировок. Продукция компании устанавливается на некоторые модели вертолетов российского производства.

Компания ADAC HEMS Academy GmbH из Германии, партнер компании HELIATICA по подготовке летного состава вертолетов H135, H145 представила на HeliRussia 2017 демонстратор тренажера для пилотов вертолета H145 (Avionic Trainer H145) с прототипом приборной панели Helionix.

 

Подписания

HeliRussia ежегодно становится местом подписания важных соглашений, контрактов и договоренностей. В этом году в ходе выставки было заключено 10 крупных подписаний.

Холдинг «Вертолеты России» и «Сбербанк Лизинг» подписали меморандум о сотрудничестве в области продвижения новой вертолетной техники, подтверждающий намерения сторон по заключению договора на поставку двух вертолетов Ми-8АМТ. Согласно меморандуму, контракт на поставку двух вертолетов типа Ми-8АМТ с последующей их передачей в лизинг планируется заключить до 31 мая 2017 года. Кроме того, меморандум, рассчитанный до конца 2019 года, также предусматривает совместное продвижение на российском рынке вертолетов типа «Ансат», Ми-8АМТ/МТВ-1 и Ми-171А2.

Еще один меморандум о сотрудничестве в области продвижения новой вертолетной техники холдинг «Вертолеты России» заключил с авиакомпанией «ЮТэйр» -  соглашение регламентирует совместный вывод среднего многоцелевого вертолета Ми-171А2 на российский рынок. Также соглашение предусматривает привлечение специалистов «ЮТэйр» к оптимизации эксплуатационно-технической документации на Ми-171А2, созданию логистической поддержки вертолета и расширению возможностей его использования. Срок действия меморандума рассчитан до конца 2019 года.

Холдинг «Вертолеты России» и «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) заключили соглашение о сотрудничестве в рамках программы развития лизинга вертолетов отечественного производства. Стороны договорились о поставке около 50 вертолетов: до 2020 года «Вертолеты России» будут ежегодно поставлять ГТЛК Ми-8АМТ/МТВ-1, до 10 вертолетов «Ансат» и до четырех вертолетов Ми-171А2. Это уже второе крупное соглашение между холдингом «Вертолеты России» и ГТЛК. Работа по лизинговым схемам уже сейчас доказывает свою эффективность.

Всего в ходе HeliRussia 2017 холдинг «Вертолеты России» подписал соглашения на поставку вертолетной техники общей суммой порядка 20 миллиардов рублей.

Непосредственно на выставке «Вертолеты России» торжественно передали ГТЛК первый медицинский вертолет «Ансат», заказанный в рамках предыдущего контракта. Оператором вертолета стала компания «Русские Вертолетные Системы» (РВС). Машина будет использоваться в Волгоградской области.

В свою очередь ГТЛК заключила с «Нарьян-Марским объединенным авиаотрядом» и «Авиапредприятием «Ельцовка» соглашение на поставку вертолета типа Ми-8/17. Аналогичное соглашение на поставку вертолета типа Ми-8/17 ГТЛК заключила с компанией «Аэросервис».

ОЭЗ «Титановая долина» и холдинг «Вертолеты России» подписали соглашение о взаимопонимании. По условиям соглашения стороны договорились о схеме сотрудничества по локализации партнеров холдинга «Вертолеты России» на территории Авиационного кластера, формирующегося в Свердловской области (г. Екатеринбург) на базе будущей второй очереди «Титановой долины».

Холдинг «Вертолеты России» и «Азербайджанские Авиалинии» подписали «План основных мероприятий на 2017 год по проекту организации сервисного центра технического обслуживания и ремонта гражданской вертолетной техники российского и советского производства на территории Азербайджанской Республики». Подписание состоялось в ходе проведенных на HeliRussia 2017 переговоров представителей холдинга «Вертолеты России» с партнерами из «Азербайджанских авиалиний» и Silk Way Group об организации сервисного центра для обслуживания вертолетной техники российского производства в Азербайджане.

Холдинг «Вертолеты России» и иранская государственная компания Iran Helicopter Support & Renewal Company (IHSRC) подписали меморандум, определяющий взаимодействие сторон в рамках проекта сборки легкого вертолета Ка-226Т в Исламской Республике Иран. Подписанное соглашение, в частности, регламентирует порядок дооснащения, модернизации и авторизации предприятия IHSRC для сборки легкого вертолета. Производство Ка-226Т в Иране призвано полностью удовлетворить потребность страны в вертолетной технике легкого класса.

Компании «Авиазапчасть» и «ЮТэйр-Инжиниринг» заключили соглашение о создании совместного сервисного центра по техническому обслуживанию вертолетов на аэродроме Ермолино в Калужской области. Уже к началу августа центр начнет работать в полном объеме. Он будет обслуживать технику как российского, так и зарубежного производства.

Компания «Авиамаркет» («Хелипорт Истра») и Genesys Aerosystems подписали дилерское соглашение, по которому впервые в России становится возможным провести работы по оснащению вертолетов автопилотами и систем стабилизации HeliSAS для вертолетов Robinson R44, R66, Airbus Helicopters H125 и H130.

 

Деловая программа

Международной выставке вертолетной индустрии из года в год сопутствует насыщенная деловая программа, одна из самых масштабных в индустрии. В 2017 году в ходе выставки прошли 63 российских и международных конференций, семинаров и круглых столов, посвященных проблемам, стоящим перед вертолетной индустрией и смежными отраслями.

Как всегда, в этом году на HeliRussia 2017 был организован ряд знаковых мероприятий, ставших «визитной карточкой» выставки. Одним из них выступает Межведомственная научно-практическая конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация», которая в этом году состоялась уже 6-й раз. За два дня конференции обсуждались достижения, перспективы и возможности развития санитарной авиации в России, прошли два практических мастер-класса по работе авиамедицинских бригад на вертолетах «Ансат» и H145. 

Еще одно важное мероприятие деловой программы - 9-я конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы», которая дает уникальный срез информации по состоянию отечественного рынка вертолетной техники.

2-я конференция «Индустрия беспилотных авиационных систем» сфокусировалась на новом тренде использования смешанного парка из вертолетов и беспилотных летательных аппаратов и собрала на одной деловой площадке представителей как авиационной, так и беспилотной индустрий, а также операторов воздушной техники.

Также в рамках деловой программы состоялись другие важные мероприятия: 5-я научно-практическая конференция «Авиационное бортовое оборудование», семинар «Безопасность полетов легких вертолетов», конференция «Организация, оборудование и эксплуатация вертолетных площадок».

Среди прикладных мероприятий следует отметить мастер-класс авиационного фотографа Алексея Михеева «Фотосъемка быстро движущихся объектов» и мастер класс «Проведение видеосъемки с помощью квадрокоптеров» от специалистов МГОК. В поддержку Года экологии в России соятоялась конференция «Авиация и экология».

Всего мероприятия деловой программы выставки посетили более 1000 человек.

 

Торжественные и развлекательные мероприятия

На HeliRussia 2017 в рамках торжественной церемонии открытия состоялось награждение лауреатов премии Ассоциации Вертолетной Индустрии «Лучший по профессии» по итогам 2016 года. Это конкурс профессионального мастерства, организованный для сотрудников предприятий вертолетной отрасли, который проводится с 2008 года и служит целям поощрения работников, продвижению инноваций, современных технологий и уникальных достижений. В 2017 году конкурс проводится по номинациям: «Летчик государственной авиации», «Инженер года», «Инженер-конструктор года», «Инженер-испытатель года», «Перспективный молодой инженер года», «Пилот года», «Пилот-спортсмен года».

На выставке прошла церемония награждения призеров конкурса «Вертолеты XXI века - 2017», которую организует холдинг «Вертолеты России». В мероприятии приняли участие 106 человек – студенты технических вузов, расположенных в разных городах России, а также молодые работники производственных предприятий и конструкторских бюро холдинга «Вертолеты России».

Фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества «От Винта!» организовал ряд занимательных мероприятий. В дни выставки на стенде «От Винта!» проходили мастер-классы по темам: «Управление мобильными роботами», «Командная работа», «3D принтер, особенности настройки и использования», «Проведение видеосъемки с помощью квадрокоптеров», семинары для наставников школ авиамоделирования, видеопрезентации проекта арктической станции. Кроме того, на стенде проходили встречи детей с легендарными людьми отрасли и презентация достижений вертолетной индустрии.

Гостями экспозиции «От винта!» стали, в том числе,  приглашенные организаторами выставки воспитанники «Собинского детского дома им. С.М. Кирова», который курирует Минпромторг России. В рамках организованной экскурсии с участием ведущих пилотов компании «Русские Вертолетные Системы» дети так же познакомились со всеми стендами, представленными на выставке, поучаствовали в конкурсах, сфотографировались в понравившихся  вертолетах, получили памятные призы и фотографии.

HeliRussia 2017 традиционно стала местом награждения призеров и финалистов ежегодного фотоконкурса «Красота винтокрылых машин», который проводится Ассоциацией Вертолетной Индустрии уже 10-й раз. Конкурс открыт как для профессиональных фотографов, так и для любителей. Жюри конкурса оценивало фотографии в четырех номинациях: вертолет-труженик, вертолет-солдат, вертолет-спортсмен, вертолет и природа. Кроме того, в конкурсе были выделены три отдельных номинации: лучшие фотографии вертолетов разработки КБ «Камов» и КБ Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля, а также номинация абсолютного лидера интернет-голосования, которое проходило на сайте АВИ. На экспозиции выставки были представлены лучшие 40 работ фотоконкурса.

На юбилейной HeliRussia 2017 был организован «Кубок HeliRussia по дрон-рейсингу». Это зрелищное и увлекательное событие является прямым продолжением проведенных на выставке в 2016 году «Гонок дронов», которые привлекли значительный интерес со стороны гостей выставки. В «Кубке» были задействованы коптеры с размером рамы 90 мм. Мероприятие проводилось по правилам на основе стандартов F3U Спортивного кодекса Международной авиационной федерации (FAI).

С большим интересом посетители выставки встретили церемонию подведения итогов и награждения лауреатов Всероссийского конкурса аэродромов и посадочных площадок АОН «Лучший аэродром России», организованного Федерацией любителей авиации России (ФЛА России) при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии.

* * *

Юбилейная HeliRussia 2017 собрала самые положительные отзывы со стороны участников и гостей выставки и еще раз подтвердила свой важный статус и значимость в глобальной вертолетной индустрии. Предстоящая 11-я Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2018 пройдет в числа с 24 по 26 мая следующего года в МВЦ «Крокус Экспо». Ряд компаний-участников 10-й выставки уже изъявил твердое желание принять участие в следующем мероприятии.

Игорь Короткин